29 мая 2013

Истинный патриотизм Олега Аксенова

5 лет назад угодья некогда процветающего совхоза «Катынский» являли собой печальную картину, которой, к сожа­лению, уже никого на Смоленщине не удивишь: зарастающие кустарником и мелколесьем поля, разваливающиеся коров­ники и зернохранилища. К сегодняшнему дню все это пришло бы в окончательный упадок, если бы не Олег Александрович Аксенов, президент группы компаний «Олакс», уроженец и, не побоюсь высокого слова, спаситель этой земли.

Мы приехали сюда, чтобы поздравить О.А. Аксенова и коллектив ЗАО «Агрофирма-Катынь»  с первым юбилеем. И, конечно, воспользовались случаем, чтобы поговорить с Оле­гом Александровичем о проблемах и перспективах развития сельского хозяйства на Смоленщине, да и в России в целом.

5 лет в напряжении

— Олег Александрович, каждый раз, глядя на ваши засеянные до горизонта поля, на обустроенные поме­щения, где и людям удобно трудиться, и скот ухожен, хочется сказать Вам огромное спасибо за то, что эта, от­дельно взятая часть смоленской земли живет настоящей жизнью, обрабатывается и приносит плоды. Помню, как Вы рассказывали, что Ваши знакомые, кто с доброй иро­нией, а кто и с недоумением, называли Вас романтиком и советовали не браться за «черную дыру» — сельское хо­зяйство. Прошло 5 лет. И, похоже, Ваш романтический порыв оказался успешным и в реальности…

— Пожалуй,  это был все-таки не порыв, а глубокое убеждение в том, что земля, где жили и работали наши предки, где будут жить  наши дети и внуки, не должна быть заброшенной и зарастать кустарником. Я всегда ощущал свою тесную привязанность к этой земле, свои корни. А недавно была у меня интересная встреча, которая подтвердила, что я не оди­нок в этих чувствах. Приехали в Катынь люди по фамилии Аксе­новы, искали родину своих предков — село Власово-Слобода, где я родился. Мы с ними встретились, оказалось, что это мои дальние родственники, которых интересует история нашего рода. А ведь она на смоленской земле начинается чуть не с начала 1800-х годов, в роду у нас были замечательные люди, и нам, сегодняшним Аксеновым, можно гордиться нашими предками. А значит, и мы должны жить и работать так, чтобы наши потомки могли гордиться нами. Я всегда думал о том, что я оставлю своим детям и внукам, и понимал, что это должны быть не сиюминутные материальные блага, а обустроенная земля вокруг, возможность быть востребованным там, где ты вырос, и добрая память о тех, кто трудился на этой земле.

Мне вот с детства говорили, что я похож на своего деда Ивана Степановича — и внешностью, и упорством в достиже­нии поставленных целей. А дед был незаурядным человеком — еще в 1934 году, будучи председателем колхоза, он установил первый в округе электрический генератор, «подивиться» на ко­торый приходили жители окрестных деревень. Да и многое из того, чем занимался этот колхоз, было уникальным для наших мест. По воспоминаниям, дед никогда не останавливался на до­стигнутом, у него всегда было много планов, как жизнь вокруг сделать лучше для людей. Наверное, я унаследовал от него эту неуспокоенность и стремление всегда двигаться вперед.

И, конечно, я не мог оставаться спокойным, когда видел, как зарастает земля моих предков, как всё вокруг приходит в упадок. Я давно уже был морально готов взяться за возрож­дение катынского сельхозпроизводства, и, как только позво­лили средства, получаемые от других составляющих нашей группы компаний, мы сразу же выкупили земли, помещения и скот у находящегося в стадии банкротства ПСК «Катынский».

«Приобретение» было, надо сказать, еще то: когда мы на­чали разрабатывать эти земли, порой трактора из-за березок не видно было, несчастные 250 коров мычали от голода в раз­рушающихся хлевах, ни одного бычка или телочки на воспро­изводство не было… Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Сейчас у нас более 1300 голов скота, из них 500 — дойного. Обустроили и переоборудовали молочные фер­мы — установили уровневые поилки, современное доильное оборудование с молокопроводом. Восстановили заброшен­ный комплекс в деревне Высокий Холм и начали выращивать быков на откорм по специальной технологии — сама попыт­ка оказалась вполне успешной, бычки активно прибавляли в весе, но… из-за ценовой «чехарды» на это, увы, нельзя делать серьезную ставку.

159

Разработано более 3000 гектаров земли, кормами мы себя обеспечиваем полностью — и даже с лихвой, можем продавать корма другим хозяйствам. Получается у нас отличный урожай пшеницы, в прошлом году даже смогли на этом заработать приличные деньги. Возможно, это один из путей дальнейшего развития хозяйства — производство зерна. Для этого мы про­должаем разрабатывать окрестные земли, расши­рять пахотные площади, начали строить зерносушильный комплекс на пять тысяч тонн. Возможно, займемся еще и производством семян трав. Есть и планы по развитию животноводческой составляю­щей — будем обновлять стадо, усовершенствовать технологии и, конечно, улучшать условия работы для людей. Моя мечта — сделать в Катыни кару­сельный доильный зал, где всего 5 доярок смогли бы обслуживать до тысячи коров. Однако все упи­рается в деньги — мы ведь еще не со всеми креди­тами рассчитались, хотя и здесь подвижки есть: из первоначальных 60 миллионов осталось 30. А во­обще за эти 5 лет мы вложили в «Агрофирму» бо­лее 100 миллионов собственных средств. Знаете, когда я начинал это дело, я предполагал, что будет нелегко, но не представлял — насколько… И самое обидное в том, что и земля у нас замечательная, и люди работящие, но общее положение в сельском хозяйстве таково, что здесь уже даже не о прибыли нужно мечтать, хотя бы на рентабельность выйти. Думаю, это случится года через 2-3, когда мы рас­платимся с самыми большими кредитами.

— Признайтесь честно, ведь были момен­ты, когда, на фоне всех этих проблем, хоте­лось бросить сельское хозяйство и заниматься только тем, что уже успешно работает много лет?

— Не скрою, трудные моменты быва­ли. По сути, все эти 5 лет я жил в напря­жении. Иногда приходилось изо всех сил «выкручиваться», чтобы и «Агрофирму» на плаву удержать, и остальные предпри­ятия «Олакса» не подкосить. Но даже и тогда не было мысли «бросить» — за мной была моя земля, люди, которые мне пове­рили и которые от меня зависят. Я просто не могу подвести этих людей и эту землю.

 Патриотизм как любовь к «малой родине»

И, пожалуй, совсем не удивительно, что именно О.А.Аксенов стал лидером Смоленского регионального отделения политической партии «Патриоты России». Ведь, как он говорит, для меня патриотизм — это не любовь к абстрактной «моей стране», а любовь к месту, где я родился и живу, к моей семье, к людям, которые меня окружают. Если каждый из нас наведет порядок в своей семье, в своем доме, на своей улице, то из этого и будет складываться порядок в стране».

186

Олег Александрович — человек очень вежливый и коррект­ный, но когда разговор зашел о том, как сами смоляне ведут себя на своей земле, он не удержался от «крепкого словца»:

—     Каждую весну, проезжая по окрест­ным дорогам, я просто не могу не ругаться — поражаюсь, сколько еще вокруг, извините, уродов, которые могут, не задумываясь, вы­бросить мусор на обо­чину, оставить после себя в месте отдыха настоящее свинство, а то и еще хлеще, вы­валить прямо у дороги кучу мусора из гру­зовика. Я сам всегда останавливаюсь, соби­раю, что могу, и увожу на мусорку, и работни­ков своих на машине отправляю убирать. Ну нельзя же так! Мы же люди, это же наша земля! О каком порядке в стране можно говорить, если по вине таких вот «нелюдей» она элементарно погрязла в мусоре. Я не устану призывать — не мусорьте на своей земле, уберите, если видите грязь, может быть, и другим станет стыдно.

Не просто слова

—  На выборы я пойду под девизом «Возродим сельское хо­зяйство — сохраним Россию!», — говорит О.А. Аксенов. — И в этом есть глубинный смысл. Я уверен, что именно сельское хозяйство может стать той сферой, благодаря которой наша страна обретет истинную силу и экономическую независи­мость, и поднимется благосостояние народа. Ни одно дру­гое государство в мире не имеет таких земельных ресурсов, причем разнообразных — с севера на юг. Это действительно наше богатство, но надо им разумно распоряжаться, надо на государственном уровне проводить политику разумной под­держки сельхозпроизводителей.

Что получается на деле? Если судить по официальным от­четам — вот они, опубликованы в районной газете, — в Смолен­ском районе 21 Хозяйство, которое в прошлом году сработало с прибылью. А я точно знаю, что у нас мало того что не набе­рется и 20 реально действующих хозяйств, так ни одно из них просто не способно давать настоящую прибыль.

А в этом году и без того катастрофическая ситуация, по моим представлениям, усугубляется – у хозяйств нет денег на ГСМ, на семена, на удобрения. Плюс странная, мягко говоря, ценовая политика, не позволяющая строить долгосрочные планы. Помните, как в прошлые годы закупочная цена на молоко «скакала»? А сейчас цена на крупный рогатый скот упала почти на 25%. В прошлом году я сдавал бычков живым весом по 100 рублей, а недавно продал по 77. Что в таких услови­ях могут планировать и на что могут рассчитывать хозяйства, которые живут только на то, что произвели? И наша «Агро­фирма» в сложной ситуации не раз оказывалась — если бы не «подушка безопасности», доход от других составляющих «Олакса», возможно, и не вытянули бы.

А кредитная политика в нашей стране — это же вообще абсурд! Вот сейчас говорят о невозвратах «Россельхозбанку» только по Смоленской области порядка 12 миллиардов. Эти деньги, мягко говоря, были неэффективно использованы, а большая часть — и откровенно разворована. А ведь совсем не­сложно на этапе выдачи кредита определить — с помощью того же департамента сельского хозяйства, ведь всё это видно, — кому можно давать кредит, кто будет на эти деньги работать, а кто их просто «освоит». И вот тому, кто действительно хочет работать, нужно давать кредит беспроцентный и с отсрочкой на 5 лет. Хозяйству надо дать возможность подняться, а по­том оно, если будет работать с умом и грамотно использовать деньги, вполне их окупит и, уверен, будет приносить настоя­щую, а не «нарисованную для отчета» прибыль. Конечно, этот вопрос на уровне одной нашей области не решить, тут нужна целенаправленная политика государства.

Но я надеюсь, что если в Смоленской областной Думе но­вого созыва будут работать честные профессионалы, люди, искренне любящие свою землю, заботящиеся о благе смо­лян, то многое мы сможем сделать и сами. Может быть, не за­махиваясь пока на глобальные проблемы, но ведь есть и то, что вполне решается на областном уровне. Причем решается именно для людей!

Нам пора очистить нашу страну от грязи, мусора, воров и жуликов!

 

Ольга КОЛЫШКИНА

29 мая 2013 («Смоленские новости»)