Олег Аксенов: «Надо отбрасывать все, что мешает развитию»
В этом году «Агрофирма-Катынь» получила рекордный намолот зерна, а ее руководитель, президент группы компаний «ОЛАКС» Олег АКСЕНОВ считает, что это не предел, а главный источник его аграрного бизнеса — получение и переработка молока и мяса. Для этого ежегодно засеваются тысячи гектаров зерновыми и зернобобовыми культурами, а сам Олег Александрович поддерживает постоянные деловые отношения со своими коллегами из США, у которых дела на фермах идут не в пример успешнее наших. Он убежден в том, что нет смысла изобретать какой-то свой, особый путь развития. Достаточно поучиться у тех, кто эту дорогу уже осилил.
— Олег Александрович, как вы оцениваете итоги нынешней уборочной страды?
— Я никогда не получал столько зерна, сколько в этом августе. Намолотили более 25 центнеров на круг. Все культуры дали отличный урожай. Очень порадовала пшеница, хорошая рожь, да и овес превзошел все ожидания. Это очень кстати, поскольку именно овес с удовольствием поедают быки, стоящие на откорме. У нас есть свой комбикормовый завод, так что все кормосмеси делаем сами из своего же зерна.
— Многие руководители хозяйств жалуются на дороговизну минеральных удобрений, без которых, как они считают, полновесной отдачи от полей не получить. Много вносите «минералки» на гектар?
— Нет, стараюсь вообще обходиться без «химии». По возможности заменяем ее органикой с ферм. Да, средний показатель у нас — 25 центнеров с гектара, можно было бы довести его до 30 и выше, но зато наше, катынское, зерно экологически чистое. А значит, и корма, сделанные из него, тоже чистые, и полученное молоко пойдет людям только на пользу.
— Имеет ли смысл развивать свою переработку продукции и вместо сырья поставлять на рынок творог, сметану и другой молочный ассортимент?
— Конечно, это очень выгодно, поскольку хозяйство сразу же уходит из-под диктата цен переработчиков. В магазинах Катынского сельского поселения уже появились наши продукты, которые очень быстро завоевали популярность среди местного населения. Спрос на них постоянный, устойчивый, что дает нам стимул к расширению производства. Мы обновили технологические линии на своем молокозаводе, приобрели и установили оборудование для производства тушенки и мясных полуфабрикатов. Очень помогают нам поддержка областной администрации и участие практически во всех целевых программах по развитию АПК, реализуемых в регионе.
Как хозяйственнику, мне непонятно и обидно лишь то, что на Смоленщине оказалась невостребованной рожь. Это исконно наша культура, дающая в средней полосе России с не очень богатыми почвами и неустойчивым климатом стабильно высокие урожаи. Но сегодня в области нет ни одной мельницы, которая бы вырабатывала ржаную муку, которую местные хлебопеки покупают в Белоруссии.
— Какие посевные площади собираетесь освоить в 2015 году?
— На сегодняшний день уже посеяно 1200 га озимых, под яровые весной уйдет еще 1500 га. Нынче на 31 процент увеличили поголовье крупного рогатого скота. Но для получения высоких надоев и привесов необходимо серьезно работать со стадом. Для этих целей была куплена ферма в деревне Маньково, ставшая частью «Агрофирмы-Катынь». Сегодня завершается бумажно-оформительская работа, начинаются ремонт и реконструкция животноводческих помещений. Методы и технологии позаимствуем у американских партнеров, с которыми я поддерживаю постоянные деловые отношения. Скоро снова поеду в США на крупнейшую выставку сельскохозяйственных животных. Там надеюсь заключить контракт на закупку высокопородного молодняка КРС. От генофонда животного зависит очень многое. Например, их коровы в результате долгой селекции запрограммированы на удой в 14 тыс. кг в год. Наши, в среднем по области, едва дают 3,5 тыс. кг. Разница очевидна, как и то, что за границей надо перенимать все лучшее и здесь, на месте, внедряя его на практике, сразу отбрасывать то, что мешает двигаться вперед. Необходимо скопировать у них все функциональное, эффективное, технологии содержания и кормления. Но это возможно только при условии получения субсидированного кредита не менее чем на 15 лет с отсрочкой выплаты основного долга на три года. Кроме того, надо решить вопрос об уплате сельхозтоваропроизводителями процентов без учета субсидий. Пусть их напрямую перечисляют финансово-кредитным организациям областной и федеральный бюджеты. Сегодня же получается, что мы платим проценты в полном объеме, бросая на это все имеющиеся средства. А потом по нескольку месяцев ждем возврата своих денег в виде субсидий. Из-за этого многие хозяйства не могут закупить горючее, семена и все необходимое для проведения посевной или уборочной страды. Зачем без толку гонять деньги по кругу, делая нас посредниками для их передачи от бюджетов банкам?
Андрей ЗАВЬЯЛОВ.
«Рабочий путь»
8 октября 2014 года.