13 октября 2011

Художник, который сваял Никулина

Только что в Демидове был открыт памятник нашему земляку, на­родному артисту СССР Юрию Никули­ну («СГ» писала об этом 11 октября). Но до этого Департамент по культуре провёл открытый конкурс, в котором участвовали 14 скульпторов и были представлены 18 проектов. На заседа­нии жюри 2 марта этого года подавля­ющим большинством голосов победите­лем признали работу Игоря Чумакова, члена Союза художников Беларуси. Се­годня Игорь Николаевич — гость «СГ». Он рассказывает о себе и о том, как ему удалось выразить суть характера вели­кого человека, артиста, клоуна Юрия Никулина.

Игорь Чумаков родился в Витебс­кой области в многодетной семье. Ко­нечно, родители бились, чтобы поста­вить семерых детей на ноги. Талант к рисованию у мальчишки определил­ся рано — он учился не в обычной школе, а в республиканской школе- интернате по музыке и изобразитель­ному искусству. В поисках лучшей доли семья переехала за полярный круг, в Нарьян-Мар, где была так на­зываемая северная надбавка. Из это­го города Игоря провожали в армию. Он мог попасть за границу, но выбрал северную столицу, служил два года в штабе ВВС Ленинградского округа.

— Когда я узнал, что могу служить в Ленинграде, очень обрадовался. Это город необыкновенной красоты, — рассказывает Игорь Николаевич. — Штаб, в котором я проходил военную службу, находился рядом с Эрмита­жем . Так что за два года я познакомил­ся с выдающимися произведениями мировой живописи и скульптуры. Ещё до армии пытался поступить в Белорусский театрально-художе­ственный институт на отделение «Скульптура», но не прошёл по кон­курсу. После службы вернулся в На­рьян-Мар, потом вновь поехал в Белоруссию поступать в тот же институт. Удалось, успешно его окончил. Мне повезло, мы подружились с однокур­сником Юрием Анушко и не только по жизни не расставались, но у нас по­лучился творческий союз. Практичес­ки все работы делаем вместе.

—   8 октября в Демидове открылся памятник Юрию Никулину, а 7 октяб­ря вы получили российский паспорт. Теперь у вас двойное гражданство ?

—  Да, я теперь гражданин России и Беларуси.

—  Хотите обосноваться на Смолен­щине?

—  Да, я уже живу в Катыни, соби­раюсь строить дом.

—  Почему выбрали Катынь?

—   В группе компаний «ОЛАКС», которая базируется в Катыни, есть цех художественного литья, а также мас­терская для работы скульпторов. Мне очень нравится здесь творить. Всё под рукой. К тому же в Смоленске силь­ная организация Союза художников России.

—   Расскажите о своих более ранних работах.

—   Первая, ещё студенческая, уста­новлена в деревне Яново Витебской области. Она посвящена Великой Отечественной войне. Скульптурная композиция проста: девушка прово­жает парня на фронт. Мне она очень дорога. Вторая моя работа находится в Нарьян-Маре, скульптура посвя­щена участникам локальных войн и вооружённых конфликтов. В горо­де Воскресенске Московской обла­сти у ледового дворца (который, кстати, был построен первым в СССР) стоит памятник основате­лям хоккейной команды «Химик- Воскресенск», я являюсь его автором.

—   Остальные две ваши работы мы назовём сами. Это Бык, который уста­новлен в Катыни, около администра­тивного здания группы компаний «OЛAKC», и памятник Юрию Никули­ну в Демидове.

—   Верно.

—   Бык всем нравится. Вы какой смысл вкладывали, когда делам эту ра­боту?

— Компания «ОЛАКС» стреми­тельно развивается, президент компа­нии Олег Аксёнов — человек удиви­тельный: он образован, талантлив, бе­рётся за сложные дела и успешно с ними справляется, любит творчество, кстати, очень уважает вашу газету. А скульптура Быка символизирует на­пор, стремление компании идти впе­рёд, не пасовать перед трудностями.

 

—       А как зарождался проект памят­ника Юрию Никулину?

—        Творили мы вместе с Юрием Анушко, о котором я уже говорил. Ка­жется, мы же с детства росли на филь­мах Юрия Никулина, многие его сло­ва стали крылатыми фразами, живут в душе. Но когда начал знакомиться с биографией Юрия Владимировича, он предстал передо мной иным. Человек прошел две войны – финскую и Великую Отечественную. Когда поступал в институт кинематографии, его отозвал один из членов приёмной комиссии и сказал, что с таким лицом никогда не стать актёром. В театраль­ное училище его тоже не взяли, а вот в цирковое, несмотря на огромный конкурс, он прошёл, стал клоуном. Это уже потом его комедийный дар за­метили и стали снимать в кино.

—А потом и драматический талант заметили, ведь он прекрасно сыграл в фильмах «Когда деревья были больши­ми», «20дней без войны» и других…

—Да, да! И вот образы такого боль­шого артиста и клоуна я хотел совме­стить в своей работе. На конкурс пред­ставил четыре проекта. Никулин с подносом — он как бы несёт свои дары народу; в другом проекте клоун соеди­нён с актёрским амплуа Балбеса; Ни­кулин стоит у афиши. Но мне самому больше всего нравился четвёртый ва­риант, который и победил в конкур­се. Теперь этот памятник уже установ­лен в Демидове, городе, где родился Юрий Владимирович. Никулин си­дит на манеже, размышляет о про­шлом, будущем. Может, он приехал со съёмок фильма, а вечером ему выхо­дить на арену цирка, смешить людей.

—   Образ получился философским, но таким родным, узнаваемым. Вы доволь­ны своим созданием?

—   Да. Нам пришлось с Юрием Анушко лепить модель из глины дважды. Произошла ошибка в мастер­ской, и молодой парень разобрал сде­ланное нами. Когда я узнал, даже как- то не очень расстроился. За четыре с половиной дня мы сделали всё из гли­ны заново, но я уже работал с таким вдохновением, которого первый раз не было. Я знал каждую чёрточку Лица Никулина, изучил его характер до мельчайших подробностей.

—  А чем занимаетесь сейчас?

—   По моему эскизу с Юрием дела­ем преподобного Герасима Болдинского для Иоанно-Предтеченского мо­настыря в Вязьме.

—  В какой рост ?

—   У нас говорят «натура с четвер­тью», что означает два метра 20 сан­тиметров.

—   Творческих удач вам!

—  Спасибо

 

Ольга ЧУЛКОВА, Владимир КОРОЛЁВ

13-10-2011 «Смоленская газета»