Слава, звучащая в бронзе…

 

foto-1

Уже пять лет холмистое побере­жье шотландского залива Ферт- оф-Клайд включено в междуна­родные путеводители не только как уникальный ландшафтный объект, но и как культурная и историческая достопримечательность.

ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ

Осенью 2007 года у поселка Ленделфут (граф­ство Южный Эйршир) был торжественно от­крыт памятник, увековечивший память о ге­роическом «Варяге». Он стал первым за всю историю Британских островов российским воинским мемориалом.

Для установки памятника архитектором Виктором Пасенко и скульптором Владимиром Суровцевым была выбрана живописная воз­вышенность на берегу, в непосредственной близости от места последнего упокоения рус­ского крейсера. Годом ранее Благотворительным фондом «Крейсер «Варяг» здесь уже была уста­новлена мемориальная доска с батальным баре­льефом (скульптор — Александр Коровин). По замыслу Фонда теперь она должна была орга­нично вписана в величественный мемориаль­ный комплекс, главной составляющей частью которого стал отлитый из бронзы трехметровый крест — произведение молодого столичного скульптора Данилы Суровцева при участии его отца и наставника, народного художника России Владимира Суровцева.

 

v-surovtsevБиографическая справка:
Владимир Александрович Суровцев родил­ся в 1951 году в Москве. Народный художник России, лауреат многих отечественных и за­рубежных премий. С успехом закончив отделе­ние скульптуры Московского технологического института, в 1984 году принят в члены Союза художников. Его работы хранятся в Третья­ковской галерее, в музеях Италии, Франции, Греции, Великобритании, Германии и США, а также во многих личных собраниях. Миро­вое признание Суровцеву принесла скульптура «На водопое», авторские копии которой нахо­дятся в коллекциях Бориса Ельцина, Джорджа Буша, Королевы Нидерландов Беатрикс, Мо­риса Бежара и других знаменитостей. Любимая тема в творчестве скульптора — конная, что со­вершенно не случайно для потомка хоперского казака Василия Фомича Суровцева, воевавше­го в кавалерии Брусилова.

ТВОРЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ

Имя замечательного скульптора Владимира Суровцева хорошо известно как в России, так и за рубежом. Им создано более тридцати монументов, посвященных знаменательным событиям и выдающимся деятелям наше­го Отечества. Семнадцать из них установле­ны в зарубежных странах, среди которых — Франция, Исландия, Великобритания, Бельгия, Болгария, Германия, Нидерланды, Турция, США. Множество работ созданы в соавтор­стве с сыном Данилой, членом Московского Союза Художников, выпускником знаменитой Суриковки и Российской академии художеств. «Для меня огромное счастье, что мои дети — Данила и Дарья — стали высокопрофессиональ­ными художниками», — отмечает Владимир Александрович.

danilaВ работе над шотландским памятником крейсеру «Варягу» отцу и сыну Суровцевым поразительно точно удалось выразить всю силу и мощь русского духа, несломленного неприяте­лем, передать бесконечное уважение потомков к героям-варяжцам. Основной смысловой до­минантой скульптуры является изображение «Варяга», несущегося в клубах дыма навстречу врагу — и в вечность. Монументальный крест — это символ жертвенности и достоинства, а изо­бражение моря и чаек отсылает зрителей к тра­диции ассоциировать чаек с душами погибших моряков. Неоднократно за прошедшие с момента открытия мемориала годы было отмечено осо­бое сочетание точности замысла, чувственной пластики и эффектной монументальности.

Вдохновленные темой героизма русских моряков скульпторы создали для Главного штаба ВМФ России Зал Славы, где централь­ным является образ Петра I — главного зодчего нашего военного флота. Эта бронзовая фигура первого российского императора выполнена Суровцевым-старшим, а общее оформление и галерея десяти выдающихся российских флотоводцев – Суровцевым-младшим.

Тандем скульпторов создал еще ряд монументов, посвященных нашим знаменитым соотечественникам, в их числе – памятные знаки преподобному Андрею Рублеву (открыт в Москве Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом) и А.А.Ахматовой, памятники А.Т.Твардовскому и А.П.Чехову.

О ГЕРОЯХ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…

Военная тематика занимает особое место в твор­честве Владимира Суровцева. Им созданы мощные конные памятники (герою 1812 года генерал-фельдмаршалу Барклаю де Толли, ле­генде русско-турецкой кампании 1877-1878 годов генерал-лейтенанту М.Д. Скобелеву, князю-во­еводе в период польско-литовской интервенции М.В. Скопину-Шуйскому, маршалу Великой Отечественной К.К. Рокоссовскому) и множе­ство масштабных аллегорических военных ме­мориалов.

Мемориал памяти солдат и офицеров русского экспедиционного корпуса, воевавших во Франции 1916-1918г., г.Париж.

Мемориал памяти солдат и офицеров русского экспедиционного корпуса, воевавших во Франции 1916-1918г., г.Париж.

Историческая справка:

В 2011 году В.В. Путин открыл в центре Па­рижа памятник работы Владимира и Данилы Суровцевых, посвященный солдатам и офице­рам Русского экспедиционного корпуса, сра­жавшимся во Франции в годы Первой мировой войны (архитекторы Владимир и Олег Сягины). Это один из первых российских памятников, посвященных этой войне. В самом центре горо­да, у моста Александра III, на невысоком по­стаменте — спешившийся кавалерист, поручик Русской армии, смотрящий вдаль. «Он посвя­щен забытым восьми тысячам героям, которые храбро сражались и погибли. Но основная идея композиции — это обращение из прошлого к нынешним и будущим поколениям, призыв к тому, чтобы больше не было войн. Конь, пью­щий воду из родника, — это возвращение к ис­токам, роду, Родине» — комментирует автор мемориала.
Французы уже давно ценят творчество Суров­цева: во Франции установлены его прекрасные памятники советским макизарам — участни­кам движения Сопротивления (в городе Нуайе- Сен-Мартен, 2002 год, и на Пер-Лашез в Париже, 2005 год), летчикам полка «Норман­дия-Неман» (аэропорт Ля-Бурже, Париж, 2006 год). Все эти скульптурные работы тепло приня­ты общественностью и высоко оценены художе­ственными экспертами: в 2011 году В.А. Суров­цев был награжден Орденом изобразительных искусств и изящной словесности Министерства культуры Франции.

Несмотря на патриотический жанр, под­разумевающий элементы монументальности, Суровцев никогда ими не злоупотребляет. Характерные для его работ искренность и исто­рический такт (а не гигантомания некоторых оте­чественных скульпторов!) позволяют им убеди­тельно побеждать на международных конкурсах.

Даже первый после кончины СССР памят­ник белому генералу, начальнику штаба в деникинских войсках С.Л. Маркову (кстати, задолго до монумента А.В.Колчаку в Иркутске) прони­зан таким уважением к истории и выдающейся личности, что политические страсти, кипевшие после его открытия, неминуемо стихли, а автор был принят в ряды донских казаков.

В одном из интервью Владимир Суровцев так размышляет о своем творчестве: «Как ды­шишь, так и пишешь, я даже не могу определить особенности своего творческого почерка, хотя, наверняка, есть то, что отличает меня от других художников. Скажу искренне: как, на­верное, и другие, я пытаюсь найти состояние внутреннего покоя, внутренней гармонии, вну­треннего достоинства, особенно в работах последнего периода».

МУРОМСКИМ СВЯТЫМ

p+f-muromВот уже шесть лет Фонд «Крейсер «Варяг» поддер­живает с семьей Суровцевых теплые дружеские отношения. Но знаковый случай вновь свел нас в нынешнем году на муромской земле — в древ­нем Спасо-Преображенском монастыре, с кото­рым давно и плодотворно сотрудничает Фонд. Владимир Александрович заканчивал подготовку к открытию в Муроме памятника святым благо­верным супругам Петру и Февронии.

Двухметровая скульптурная компози­ция у стен Свято-Троицкого монастыря, где покоятся мощи святых, несомненно, относит­ся к одной из творческих побед Владимира Суровцева. Выразительный памятник на вы­соком гранитном постаменте, торжественно открытый в 2012 году, уже полюбился жителям и гостям Мурома. И это полностью заслуга автора памятника, тонко прочувствовавшего лиричность житии святых и тихую красоту Мурома. Бронзовый монумент стал роскошным подарком муромцам.

…И ПЛАНОВ ГРОМАДЬЕ

Династия Суровцевых полна новых творческих идей и свершений. Сегодня они являются одними из самых востребованных российских скульпто­ров не только на Родине, но и за рубежом.

Только за последние месяцы 2012 года открыты два новых произведения работы Владимира Суровцева: мемориальная доска императору Александру I, посвящённую его встрече с известным швейцарским педагогом Песталоцци в 1813 г. (Базель, Швейцария), и бюст императора Петра I (Теплице, Чехия). В 2013 году в Москве планируется открыть памятники К.К. Рокоссовскому и А.Т. Твардовскому.

В ближайших планах Владимира Александровича — скульптурное оформле­ние Штаба военно-морского флота в Санкт — Петербурге, установка бюста А.С. Пушкина в Праге, создание памятника «кавалерист-де­вице», героине Отечественной войны 1812 года Надежде Дуровой в Сарапуле.

chehov«Каждая новая работа начинается с ощу­щения, что начинаешь с чистого листа, иногда возникает вопрос — а получится ли? — говорит скульптор. — Сможешь ли сделать искренне и в точку, и самые радостные моменты — не ког­да идет официальная церемония открытия, а когда ночью монтируешь свою работу и ви­дишь все попало, все что было в эскизах и проекте, удалось реализовать и это высший кульминационный момент творчества».

Это еще один яркий штрих к портрету нашего друга, замечательного современни­ка и великолепного художника Владимира Александровича Суровцева.

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст: Инна КРЫЛОВА