1 августа 2013

«Все получится, если с умом…»

Первое, что впечатляет, когда въезжаешь в поселок Авторемзавод в Катыни, — не совсем привычное (после довольно грязных и неуютных кварталов областного центра) ощущение ухоженности. Возможно, это общее свойство компактно располо­женных, небольших населенных пунктов, но, скорее, здесь чувствуются неустанные усилия управляющей компании, работающей в поселке, и, соответственно, хозяйст­венное, рачительное отношение самих жителей к своим домам и окружающему их пространству.

Нас с фотокорреспондентом Владимиром Щукиным особенно впечатлили тща­тельно расчищенные и щедро посыпанные песком межквартальные проезды и тропинки между домами (на снимке) — жителям Смоленска, всю зиму ругающим нерадивых двор­ников, можно только позавидовать комфорту и безопасности передвижения, которые даже в сильные снегопады и гололеды обеспечивают обитателям поселка АРЗ (Смоленский р-н) работники ОАО «САРС-Катынь», выполняющего здесь функции управляющей компании. И эта рачи­тельная рука хозяина и искренняя забота о благе жителей чувствуется во многом.

Согласитесь, на фоне годами не решаемых проблем в сфере жилищно- коммунального хозяйства страны (по статистике, жалобы на некачественные услуги в ЖКХ твердо занимают одну из лидирующих позиций) — такое действительно впечатляет. А уж какой «кошмар» уготовило населению пресловутое 354-е постановление правитель­ства с его абсолютно непонятными народу ОДН — да еще и насчитываемыми совершенно диким образом…Но здесь удалось минимизировать проблемы.

Это подтвердили и жители поселка Авторемзавод, любезно согласившиеся отве­тить на наши вопросы о работе своей управляющей компании: уборку домов и территории проводят регулярно, и в подъездах энергосберегающие лампочки с датчиками установили, так что за ОДН приходится платить минимальные суммы, и с помощью в решении теку­щих проблем задержек нет. Правда, сколько людей — столько и мнений: так, одна из жен­щин посетовала, что уборщица зачастую ленится на площадке коврик у дверей поднять, чтобы из-под него мусор каждый день выметать (представляю, какую саркастическую ус­мешку вызовет это у многих жителей крупных городов, где уборка подъездов проводится раз в месяц по обещанию…).

«ЖКХ — это не бизнес, а система жизнеобеспечения»

Безусловно, все мы, даже самые ярые критики, понимаем, что работа в сфере ЖКХ — далеко не самая легкая, в том числе и по причине этого самого человеческого фактора — угодить всем и каждому практически нереально. О том, как удается ОАО «САРС-Катынь» уже многие годы успешно «лавировать» в этом море проблем, мы поинтересовались у Олега Александровича Аксенова (на снимке), генерального директора группы компа­ний «Олакс».

—   Олег Александрович, в «Олакс» входит несколько крупных предприятий, работающих вполне успешно и, соответственно, приносящих стабильный доход. Что побудило вас взяться за такую, по сути, неблагодарную работу, как сфера ЖКХ и управление домами?

К 2005 году в поселке Авторемзавод сложилась, можно сказать, критическая си­туация в оказании жилищно-коммунальных услуг. Дело в том, что у одного из наших предприятий имелись котельная, водонапорные башни и очистные сооружения, что по­зволяло обслуживать как собственные нужды, так и предоставлять жителям поселка услу­ги по отоплению, водоснабжению и водоотведению. Однако предоставление этих услуг осуществлялось через организацию-посредника, у которой по некоторым причинам воз­никли трудности. Я вообще считаю, что система посредников в сфере ЖКХ, увеличиваю­щая непрозрачность расчетов за оказанные услуги и, значит, возможность обмана населе­ния и воровства, глубоко порочна. И практика нашей работы это наглядно показала — ко­гда расчеты с жителями стали идти напрямую, собираемость платежей сразу же повыси­лась. Причем население платит только за фактически оказанные услуги — никаких «усред­ненных» тарифов, никаких «доплат» в конце года за якобы потребленные сверх нормы услуги… Отпущено дому столько-то гигакалорий тепла или кубометров воды, жители именно за это и заплатят. При этом начинаем и заканчиваем мы отопительный сезон в за­висимости от реальных погодных условий — например, в прошлом году затопили в конце сентября, поскольку лето было сырое и жители уже начали чувствовать себя некомфорт­но. Плюс к этому мы ввели принцип, скажем так, разумного распределения оплаты — каж­дый человек может определить для себя сам, оплачивать ли ему услугу в месяцы потреб­ления или распределить ее на год. И, естественно, ни на какие субсидии от государства мы не рассчитывали, всю работу планировалось строить исключительно в рамках средств, собираемых с населения. И мы очень благодарны жителям поселка, что они, в большинст­ве своем, с пониманием относятся к нашей работе и вовремя оплачивают полученные ус­луги.

Но сначала были нелегкие размышления — стоит ли нам вообще взваливать на себя такую ношу, как управляющая компания? Ведь в системе ЖКХ, если работать честно, рассчитывать на большую прибыль нельзя. А честность и качество — основные принципы работы во всех структурах «Олакса». Мы изначально не ставили задачу сделать эту часть нашей работы прибыльным бизнесом. Однако в поселке живут наши люди, многие рабо­тают на наших предприятиях, и, по сути, бросать их на произвол судьбы в жилищно- коммунальной сфере мы просто не могли. Недаром ведь предприятия ЖКХ считаются жизнеобеспечивающими. Плюс моя команда разделяет мое убеждение в том, что если ты можешь сделать жизнь людей хоть немного лучше и комфортнее, ты обязан это сделать.

Поэтому в 2005 году ОАО «САРС-Катынь» приняло участие в конкурсе на право предоставления населению поселка жилищно-коммунальных услуг и выиграло его. И тут «вылезли» проблемы, которых мы, если честно, изначально не предвидели. Это, в частно­сти, несколько странные, а зачастую даже и нелепые законы, которые принимает наше го­сударство в данной сфере. Вот, например, один раз в 5 лет мы должны проходить некое обследование в плане энергоэффективности, стоимость его составляет почти 300 тысяч рублей. Однако несколько лет назад мы перевели котельную с пара на воду, установили там экономайзеры, другое самое современное оборудование и добились уровня КПД в 96%. Дальше все очень просто и ясно высчитывается — есть данные, сколько газа мы из­расходовали за месяц, у нас стоят счетчики — определили выработанные гигакалории и, соответственно, определили энергоэффективность. Так зачем мы должны выбрасывать практически на ветер деньги, которые нам придется или платить самим, или закладывать в оплату услуг населением? И таких примеров масса.

По моему убеждению, начинать наводить порядок в сфере ЖКХ надо, что называ­ется, с большого — с крупных компаний, где расчеты с населением, как правило, непро­зрачны, а значит, больше возможностей для злоупотреблений, проще говоря — для воров­ства. А там, где управляющие компании работают открыто и практически себе в ущерб, нужно, наоборот, их всемерно поддерживать.

det-gorodok

Впрочем, несмотря на все проблемы, мы занимаемся и будем заниматься обеспече­нием наших жителей жилищно-коммунальными услугами — раз мы можем это сделать, то и должны!

«Главное — это взаимопонимание!»

Вопрос о том, как конкретно решаются в поселке больные для многих жителей многоквартирных домов проблемы с ремонтом подъездов и крыш, с ОДН за свет и воду, мы задали заместителю генерального директора «Олакса» Алексею Николаевичу Прохоренкову ,который непосредственно курирует работу управляющей компании.

— Одна из основных сложностей, возникших у нас сразу же после начала работы, как раз и заключалась в том, чтобы разумно распределить средства, поступающие от насе­ления, на все нужды — включая и непосредственную оплату поставленных услуг, и расхо­ды на поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии. Ведь «возраст» большин­ства наших домов составляет около 20 и более лет (а есть и 35-летние «ветераны»), И тут главное — достичь взаимопонимания с жителями, которым, понятно, хочется, чтобы было сделано всё и сразу. Увы, это просто нереально.

Одной из основных своих задач мы сразу же определили бесперебойность поставки жизнеобеспечивающих услуг — отопления и водоснабжения. И, надеюсь, нам удаётся ее успешно решать. Так, каждый год мы проводим работу по замене определенного участка коммуникаций . В 2012 году мы заменили 300 м вопровода с применением современных полиэтиленовых труб . Работы были произведены без участия бюджетных средств.

Провели ремонты в подъездах, и, чтобы сохранить их в хорошем виде, предложили жителям установить металлические двери. Причем, поскольку в малоэтажных домах сум­ма за эту услугу, приходящаяся на одну квартиру, достаточно высока, мы оказываем этим жильцам материальную помощь в установке. Думаю, эта проблема скоро будет решена.

Очень больной вопрос для нас — ремонт обветшавших балконов. А тут не всегда удается достичь взаимопонимания с жильцами. Мало того, что по закону балконы отно­сятся к общедомовому имуществу, а платить за ремонт по сути «чужого» никто не хочет, так есть у нас одна проблемная «точка», где жильцы нижних этажей установили на балко­нах пластиковые рамы, и стал невозможным обычный способ ремонта верхнего балкона. Видимо, нам придется сносить его и восстанавливать полностью, а это, естественно, уве­личивает стоимость работ.

Но зато могу с гордостью сказать, что с оплатой ОДН у нас практически не возни­кает никаких проблем. Этого удалось достичь с помощью комплекса мер. К одной из них можно отнести установку в подъездах домов энергоэффективных светильников с энерго- сберигающими лампами и датчиками включения электричества, реагирующими на изме­нение освещенности и звук. Входит человек в подъезд — свет загорается. Закрывает за со­бой дверь в квартиру — свет гаснет. И жильцы отнеслись к этому с пониманием и благо­дарностью — еще ни один датчик или лампочка не были повреждены. И даже там, где по­началу у жителей возникали вопросы по начислению ОДН, через 2-3 месяца они были сняты, и сейчас оплата за общедомовые нужды не превышает 7-8 киловатт, а где-то и стремится к нулю.

Ну и еще одна наша гордость — это бесперебойная работа поселковой бани, с чем, увы, были серьезные проблемы. Мы очень благодарны областным властям за финансо­вую помощь, оказанную для перевода бани на индивидуальное отопление, но нас подвел подрядчик, выполнявший работы по её газификации. При вводе бани в строй в июне 2012 года оказалось, что установленное по проекту оборудование не дает необходимой темпе­ратуры воды. Пришлось нам самим ломать голову, как выйти из положения, чтобы жите­ли могли пользоваться баней круглогодично. Закупили специальное оборудование — так называемые автоматические души, настроенные на температуру +38С, которые включа­ются при приближении человека, что позволяет экономить горячую воду и, соответствен­но, снижает нагрузку на оборудование. Работники нашей котельной во главе с ее началь­ником Николаем Викторовичем Ермаковым  провели, без преувеличе­ния, «мозговой штурм», чтобы обустроить баню с максимальным удобством для населе­ния.

Так что коллективу ОАО «САРС-Катынь» приходится зачастую быть не просто ис­полнителями услуг, но и рационализаторами.

Ну а в целом, мы просто стараемся хорошо выполнять свою работу и по мере сил делать жизнь населения нашего поселка комфортнее и лучше.

 

Подготовила Ольга Колышкина   («Смоленские новости»)

 

«СН» от всей души поздравляют сотрудников ОАО «САРС-Катынь» с профес­сиональным праздником! Крепкого вам здоровья, материального и душевного бла­гополучия, успехов в делах и удачи во всем!