«Все получится, если с умом…»
Первое, что впечатляет, когда въезжаешь в поселок Авторемзавод в Катыни, — не совсем привычное (после довольно грязных и неуютных кварталов областного центра) ощущение ухоженности. Возможно, это общее свойство компактно расположенных, небольших населенных пунктов, но, скорее, здесь чувствуются неустанные усилия управляющей компании, работающей в поселке, и, соответственно, хозяйственное, рачительное отношение самих жителей к своим домам и окружающему их пространству.
Нас с фотокорреспондентом Владимиром Щукиным особенно впечатлили тщательно расчищенные и щедро посыпанные песком межквартальные проезды и тропинки между домами (на снимке) — жителям Смоленска, всю зиму ругающим нерадивых дворников, можно только позавидовать комфорту и безопасности передвижения, которые даже в сильные снегопады и гололеды обеспечивают обитателям поселка АРЗ (Смоленский р-н) работники ОАО «САРС-Катынь», выполняющего здесь функции управляющей компании. И эта рачительная рука хозяина и искренняя забота о благе жителей чувствуется во многом.
Согласитесь, на фоне годами не решаемых проблем в сфере жилищно- коммунального хозяйства страны (по статистике, жалобы на некачественные услуги в ЖКХ твердо занимают одну из лидирующих позиций) — такое действительно впечатляет. А уж какой «кошмар» уготовило населению пресловутое 354-е постановление правительства с его абсолютно непонятными народу ОДН — да еще и насчитываемыми совершенно диким образом…Но здесь удалось минимизировать проблемы.
Это подтвердили и жители поселка Авторемзавод, любезно согласившиеся ответить на наши вопросы о работе своей управляющей компании: уборку домов и территории проводят регулярно, и в подъездах энергосберегающие лампочки с датчиками установили, так что за ОДН приходится платить минимальные суммы, и с помощью в решении текущих проблем задержек нет. Правда, сколько людей — столько и мнений: так, одна из женщин посетовала, что уборщица зачастую ленится на площадке коврик у дверей поднять, чтобы из-под него мусор каждый день выметать (представляю, какую саркастическую усмешку вызовет это у многих жителей крупных городов, где уборка подъездов проводится раз в месяц по обещанию…).
«ЖКХ — это не бизнес, а система жизнеобеспечения»
Безусловно, все мы, даже самые ярые критики, понимаем, что работа в сфере ЖКХ — далеко не самая легкая, в том числе и по причине этого самого человеческого фактора — угодить всем и каждому практически нереально. О том, как удается ОАО «САРС-Катынь» уже многие годы успешно «лавировать» в этом море проблем, мы поинтересовались у Олега Александровича Аксенова (на снимке), генерального директора группы компаний «Олакс».
— Олег Александрович, в «Олакс» входит несколько крупных предприятий, работающих вполне успешно и, соответственно, приносящих стабильный доход. Что побудило вас взяться за такую, по сути, неблагодарную работу, как сфера ЖКХ и управление домами?
К 2005 году в поселке Авторемзавод сложилась, можно сказать, критическая ситуация в оказании жилищно-коммунальных услуг. Дело в том, что у одного из наших предприятий имелись котельная, водонапорные башни и очистные сооружения, что позволяло обслуживать как собственные нужды, так и предоставлять жителям поселка услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению. Однако предоставление этих услуг осуществлялось через организацию-посредника, у которой по некоторым причинам возникли трудности. Я вообще считаю, что система посредников в сфере ЖКХ, увеличивающая непрозрачность расчетов за оказанные услуги и, значит, возможность обмана населения и воровства, глубоко порочна. И практика нашей работы это наглядно показала — когда расчеты с жителями стали идти напрямую, собираемость платежей сразу же повысилась. Причем население платит только за фактически оказанные услуги — никаких «усредненных» тарифов, никаких «доплат» в конце года за якобы потребленные сверх нормы услуги… Отпущено дому столько-то гигакалорий тепла или кубометров воды, жители именно за это и заплатят. При этом начинаем и заканчиваем мы отопительный сезон в зависимости от реальных погодных условий — например, в прошлом году затопили в конце сентября, поскольку лето было сырое и жители уже начали чувствовать себя некомфортно. Плюс к этому мы ввели принцип, скажем так, разумного распределения оплаты — каждый человек может определить для себя сам, оплачивать ли ему услугу в месяцы потребления или распределить ее на год. И, естественно, ни на какие субсидии от государства мы не рассчитывали, всю работу планировалось строить исключительно в рамках средств, собираемых с населения. И мы очень благодарны жителям поселка, что они, в большинстве своем, с пониманием относятся к нашей работе и вовремя оплачивают полученные услуги.
Но сначала были нелегкие размышления — стоит ли нам вообще взваливать на себя такую ношу, как управляющая компания? Ведь в системе ЖКХ, если работать честно, рассчитывать на большую прибыль нельзя. А честность и качество — основные принципы работы во всех структурах «Олакса». Мы изначально не ставили задачу сделать эту часть нашей работы прибыльным бизнесом. Однако в поселке живут наши люди, многие работают на наших предприятиях, и, по сути, бросать их на произвол судьбы в жилищно- коммунальной сфере мы просто не могли. Недаром ведь предприятия ЖКХ считаются жизнеобеспечивающими. Плюс моя команда разделяет мое убеждение в том, что если ты можешь сделать жизнь людей хоть немного лучше и комфортнее, ты обязан это сделать.
Поэтому в 2005 году ОАО «САРС-Катынь» приняло участие в конкурсе на право предоставления населению поселка жилищно-коммунальных услуг и выиграло его. И тут «вылезли» проблемы, которых мы, если честно, изначально не предвидели. Это, в частности, несколько странные, а зачастую даже и нелепые законы, которые принимает наше государство в данной сфере. Вот, например, один раз в 5 лет мы должны проходить некое обследование в плане энергоэффективности, стоимость его составляет почти 300 тысяч рублей. Однако несколько лет назад мы перевели котельную с пара на воду, установили там экономайзеры, другое самое современное оборудование и добились уровня КПД в 96%. Дальше все очень просто и ясно высчитывается — есть данные, сколько газа мы израсходовали за месяц, у нас стоят счетчики — определили выработанные гигакалории и, соответственно, определили энергоэффективность. Так зачем мы должны выбрасывать практически на ветер деньги, которые нам придется или платить самим, или закладывать в оплату услуг населением? И таких примеров масса.
По моему убеждению, начинать наводить порядок в сфере ЖКХ надо, что называется, с большого — с крупных компаний, где расчеты с населением, как правило, непрозрачны, а значит, больше возможностей для злоупотреблений, проще говоря — для воровства. А там, где управляющие компании работают открыто и практически себе в ущерб, нужно, наоборот, их всемерно поддерживать.
Впрочем, несмотря на все проблемы, мы занимаемся и будем заниматься обеспечением наших жителей жилищно-коммунальными услугами — раз мы можем это сделать, то и должны!
«Главное — это взаимопонимание!»
Вопрос о том, как конкретно решаются в поселке больные для многих жителей многоквартирных домов проблемы с ремонтом подъездов и крыш, с ОДН за свет и воду, мы задали заместителю генерального директора «Олакса» Алексею Николаевичу Прохоренкову ,который непосредственно курирует работу управляющей компании.
— Одна из основных сложностей, возникших у нас сразу же после начала работы, как раз и заключалась в том, чтобы разумно распределить средства, поступающие от населения, на все нужды — включая и непосредственную оплату поставленных услуг, и расходы на поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии. Ведь «возраст» большинства наших домов составляет около 20 и более лет (а есть и 35-летние «ветераны»), И тут главное — достичь взаимопонимания с жителями, которым, понятно, хочется, чтобы было сделано всё и сразу. Увы, это просто нереально.
Одной из основных своих задач мы сразу же определили бесперебойность поставки жизнеобеспечивающих услуг — отопления и водоснабжения. И, надеюсь, нам удаётся ее успешно решать. Так, каждый год мы проводим работу по замене определенного участка коммуникаций . В 2012 году мы заменили 300 м вопровода с применением современных полиэтиленовых труб . Работы были произведены без участия бюджетных средств.
Провели ремонты в подъездах, и, чтобы сохранить их в хорошем виде, предложили жителям установить металлические двери. Причем, поскольку в малоэтажных домах сумма за эту услугу, приходящаяся на одну квартиру, достаточно высока, мы оказываем этим жильцам материальную помощь в установке. Думаю, эта проблема скоро будет решена.
Очень больной вопрос для нас — ремонт обветшавших балконов. А тут не всегда удается достичь взаимопонимания с жильцами. Мало того, что по закону балконы относятся к общедомовому имуществу, а платить за ремонт по сути «чужого» никто не хочет, так есть у нас одна проблемная «точка», где жильцы нижних этажей установили на балконах пластиковые рамы, и стал невозможным обычный способ ремонта верхнего балкона. Видимо, нам придется сносить его и восстанавливать полностью, а это, естественно, увеличивает стоимость работ.
Но зато могу с гордостью сказать, что с оплатой ОДН у нас практически не возникает никаких проблем. Этого удалось достичь с помощью комплекса мер. К одной из них можно отнести установку в подъездах домов энергоэффективных светильников с энерго- сберигающими лампами и датчиками включения электричества, реагирующими на изменение освещенности и звук. Входит человек в подъезд — свет загорается. Закрывает за собой дверь в квартиру — свет гаснет. И жильцы отнеслись к этому с пониманием и благодарностью — еще ни один датчик или лампочка не были повреждены. И даже там, где поначалу у жителей возникали вопросы по начислению ОДН, через 2-3 месяца они были сняты, и сейчас оплата за общедомовые нужды не превышает 7-8 киловатт, а где-то и стремится к нулю.
Ну и еще одна наша гордость — это бесперебойная работа поселковой бани, с чем, увы, были серьезные проблемы. Мы очень благодарны областным властям за финансовую помощь, оказанную для перевода бани на индивидуальное отопление, но нас подвел подрядчик, выполнявший работы по её газификации. При вводе бани в строй в июне 2012 года оказалось, что установленное по проекту оборудование не дает необходимой температуры воды. Пришлось нам самим ломать голову, как выйти из положения, чтобы жители могли пользоваться баней круглогодично. Закупили специальное оборудование — так называемые автоматические души, настроенные на температуру +38С, которые включаются при приближении человека, что позволяет экономить горячую воду и, соответственно, снижает нагрузку на оборудование. Работники нашей котельной во главе с ее начальником Николаем Викторовичем Ермаковым провели, без преувеличения, «мозговой штурм», чтобы обустроить баню с максимальным удобством для населения.
Так что коллективу ОАО «САРС-Катынь» приходится зачастую быть не просто исполнителями услуг, но и рационализаторами.
Ну а в целом, мы просто стараемся хорошо выполнять свою работу и по мере сил делать жизнь населения нашего поселка комфортнее и лучше.
Подготовила Ольга Колышкина («Смоленские новости»)
«СН» от всей души поздравляют сотрудников ОАО «САРС-Катынь» с профессиональным праздником! Крепкого вам здоровья, материального и душевного благополучия, успехов в делах и удачи во всем!